Вход Регистрация
  • ГЛАВНАЯ
  • WEST SIDE
  • О КЛУБЕ
  • КОМАНДА
  • СЕЗОН
  • МЕДИА
  • ССЫЛКИ
  • Форум
  • Главная » Статьи » Фанаты

    «УЛЬТРАС» В КАЗАХСТАНЕ: КТО ОНИ?
    Применительно к футболу «ультрас» — это организованные группы, созданные с целью поддержки своих команд. То есть, те самые люди, которые создают «перфоманс» и являются неотъемлемой частью шоу под названием «футбольный матч».

    Как правило, это официально зарегистрированные организации, существующие за счет членских взносов. Во многих футбольных странах они существуют уже давно. В этом смысле Казахстан заметно от них отстал — фанатские группы у нас стали появляться относительно недавно. В начале 2000-х их в нашей стране было меньше, чем пальцев на одной руке, но со временем это движение, можно сказать, вошло в моду, и сегодня количество таких групп значительно возросло. Предлагаемая публикация рассказывает о наиболее активных из них.

    «13-й сектор»
    (Актобе, фанаты ФК «Актобе»)
    Самое активное «фан-движение» на «ультрас-арене» Казахстана. Создано три года назад. Костяк составляют 20–30 наиболее активных фанатов, окружение — порядка 50 человек, на матчах в «перфомансе» участвуют от 200 до 500 человек. Красочные действия «13-го сектора» можно наблюдать на всех играх с участием «Актобе». Во время матча фанаты активно используют всевозможную пиротехнику и баннеры, обеспечивают мощную шумовую поддержку. По масштабности акций (файер-шоу, модуль-шоу) на матчах «тринадцатые», несомненно, лучшие.

    «West Wind» (Алматы, фанаты ФК «Актобе»)
    Целью создания «West Wind» была поддержка ФК «Актобе» в Восточном Казахстане, ну и собственно развитие фанатского движения в юго-восточной части страны. Фан-группа была создана год назад, и на данный момент в ней состоят порядка 30 человек. В прошлом году «West Wind» можно было увидеть на матчах с участием мини-футбольной команды «Актюбрентген», которые проходили в Алматы.

    «Legion» (Астана, фанаты ФК «Астана» и ФК «Намыс»)
    Это фан-движение было создано два года назад. Первоначальной его целью была поддержка ФК «Астана», но после того, как клуб был расформирован, оно переключилось на ФК «Намыс», который выступает в первой лиге. Также стоить отметить что «перфомансы» «Легиона» можно увидеть на всех матчах молодежной сборной. На данный момент костяк «Легиона» составляют 25 активных фанатов, а на матчах собираются больше 50 человек.
    Стоить отметить, что именно «Легиону» принадлежит самый большой баннер. Он был нарисован в прошлом году, его размер — 15 на 25 метров (текст — «Сильные духом непобедимы»).

    «U-Ground» (Караганда, фанаты ФК «Шахтер»)
    Фан-движение «U-Ground» было создано по инициативе самых преданных болельщиков команды относительно недавно, но уже имеет все необходимое для организации «перфоманса».Наглядным примером этого стал недавний финальный матч на Кубок Казахстана, когда карагандинские фанаты задали довольно высокий уровень.

    «River Ultras» (Костанай, фанаты ФК «Тобол»)
    После распада фан-группы «КЛС» в Костанае зародилась новая — «River Ultras». Ей больше года, и она уже на видных ролях на «ультрас»-арене Казахстана. Сейчас ее костяк включает в себя порядка 30 активных фанатов, а на матчах собирается больше 50 человек.

    «West Side» (Атырау, фанаты ФК «Атырау»)
    Это фан-движение зародилось в январе этого года по инициативе молодых и преданных болельщиков команды, представляющей нефтяную столицу Казахстана. Уже на сегодня костяк «West Side» составляют 20 человек, на матчах же обычно собираются и участвуют в «перфомансе» около 50 фанатов. Действия атырауцев мы могли наблюдать во время финального поединка на Кубок Казахстана.

    «Восточный фронт» (Усть-Каменогорск, фанаты ФК «Восток»)
    Фанатское движение «Восточный фронт» зародилось в начале недавно завершившегося чемпионата Казахстана. В нем участвуют порядка 20 преданных болельщиков. Несмотря на малое количество, «фронтовики» в степени активности при поддержке своей команды ничем не уступают другим «ультрас».

    ***


    Также нельзя не упомянуть о том, что новые фан-движения зарождаются в Шымкенте («X-fans») и в Кызылорде («Степные волки»).
    Многие из упомянутых «ультрас»-групп имеют собственные Интернет-сайты, практически все они активно поддерживают свои команды не только на домашних, но и на выездных матчах. Не похвально ли? Сегодня можно смело утверждать, что фан-движение в Казахстане быстрыми темпами, чего, к сожалению, не скажешь о самом футболе в нашей стране.

    Чем «ультрас» отличаются от фан-клубов

    Об особенностях отечественного фанатского движения мы беседуем с одним из лидеров «13-го сектора» Бутчером.

    — Можно ли говорить, что в Казахстане футбольный фанатизм только зарождается?
    — Да нет, он существовал и до нас. Еще в советское время у «Кайрата» была группа фанатов «Южный Крест» — они катались по всему Союзу, поддерживая команду. Да и позже у отдельных клубов были фан-группы — например, у «Иртыша» был «Павлодарский фронт». Правда, этих организаций уже давно нет. Сейчас, можно сказать, наступила новая эпоха в казахстанском фан-движении — эпоха «ультрас». И нам очень приятно, что катализатором в этом деле выступили именно мы.

    — Известно, что у вас есть свои печатные органы. Расскажите о них.
    — Да, мы сейчас пытаемся издавать журнал для болельщиков «Сектор». В нем мы рассказываем об азах «ультрас-культуры», о проблемах нашего фанатизма, об интересных фактах из истории и жизни зарубежных фанатов — ведь невозможно строить что-то своё, не зная основ этого движения, не будучи знакомым с опытом, накопленным в Европе. До этого у нас был журнал «ВХП», но его издание пока временно приостановлено вследствие того, что он рассчитан на слишком узкий круг людей. Нам же хочется нести идеи в массы, а не заниматься самолюбованием.

    — Вы как активист «13-го сектора» наверняка следите за развитием фанатского движения в других городах. Где футбольные «ультрас» наиболее активны?
    — Сейчас «ультрас-сцена» Казахстана расцветает все новыми красками, появляются все новые очаги суппорта. Эта Астана, Костанай, Караганда, Атырау и другие города. Ну и, как было сказано выше, для некоторых движений мы стали своего рода катализаторами. Да, там были фанаты, но они не были объединены в группы. И мы своими акциями, выездами на гостевые матчи «Актобе» как бы спровоцировали их, дали толчок созданию фанатских объединений.

    — В Европе фанатские группы существуют как отдельные зарегистрированные организации. У нас в Казахстане дошло до этого?
    — Всю наиболее активную болельщицкую общественность можно разделить на два лагеря: первый — это независимые «ультрас»-группировки, второй — фан-клубы. Группы «ультрас» существуют независимо от клубов, у них есть система ежемесячных взносов, также иногда им помогают добрые люди. А главное — «ультрас» свободны в выражении своей позиции: если им что-то не нравится в действиях клуба, правоохранительных органов и т. д., они об этом скажут, выразят свой протест с помощью различных акций. Что же касается фан-клуба, то он существует полностью за счет клуба, при котором он создан. Клуб оплачивает атрибутику, поездки в другие города. Поэтому фан-клуб ограничен в выражении своей позиции — кто платит, тот и заказывает музыку.

    Нам, конечно, ближе первый тип фанатских организаций, и, собственно говоря, именно таким формированием и является «13-й сектор». А в фан-клубах большинство составляют так называемые халявщики, и как только кончается финансирование со стороны клуба, их любовь к команде сразу куда-то исчезает. За примерами далеко ходить не надо.

    — Наверняка, в каждом фанатском движении есть свои лидеры…
    — Безусловно, как и любая другая организация, фанатская группа должна быть структурированной, со своей иерархией и должностями. Понятно, что не все умеют, например, рисовать, шить и прочее, но каждый может найти себе применение. Существует так называемая «основа» (или костяк) — в неё входят проверенные ребята, не раз доказывавшие делами свою любовь к городу и команде. Они постоянно выезжают на гостевые матчи, участвуют в различных акциях. Есть еще «окружение» — это те, кто по каким-либо причинам не может вести активный фанатский образ жизни, но мы всегда чувствуем их поддержку. Также у нас есть молодежное «крыло» — «Янг Сектор» Это группа молодых подающих надежды фанатов, наше подрастающее поколение. Ну, а на вопрос, кто есть кто в нашей организации, я тактично промолчу (улыбается).

    — Известно, что у фанатов свой сленг. Можете рассказать об этом подробнее?
    — Безусловно, в лексиконе нашей субкультуры, как и в любом другом микрообществе, существует некий набор специальных терминов и слов, большинство их относится к стадионной поддержке, или, по-нашему, «суппорту». Тема фанатского сленга настолько обширна, что в одном интервью, даже полностью ему посвященном, о нем не расскажешь.

    Ну, для примера пара слов. Скажем, «роза», «розетка» — болельщицкий шарф c названием клуба или фанатской группы. Этимология восходит к слову «rosette» — это ленточка, выполненная в клубных цветах, ее прикалывали к груди европейские болельщики ещё до появления моды на шарфы. «Кореография», «корео» — рисунок на трибуне, составленный из модулей.«Кортео» — массовый, организованный проход до стадиона, который используется в основном на выезде для демонстрации силы перед местным населением.

    — Я заметил, что в вашем сленге и названиях используется очень много иностранных слов. С чем это связано?
    — Это часто задаваемый вопрос. Объясняю. Я лично против засилья английских слов, но футбольный фанатизм, как и сам футбол, пришел к нам из Англии, и все термины — тоже оттуда. Никто ведь не переводит на свой язык, например, такое слово, как пенальти. Пенальти — он везде пенальти. К тому же перевод некоторых терминов просто так, одним словом невозможен.

    — Когда зародился «13-й сектор»?
    — В этом году мы отметили своё трехлетие. Более подробно о нашей истории можно прочитать во втором номере журнала «Сектор».

    — Сколько человек зарегистрировано в вашей организации на данный момент?
    — У нас нет точного списка членов нашей организации, да он и не нужен, поскольку все, кто с нами, на виду. Просто не хочется, чтобы человек, получив членскую карточку «13-го сектора», затем редко приходил на стадион, зато хвастался бы этой карточкой перед девушками: мол, вот он какой крутой фанат.

    — Каков средний возраст членов «13-го сектора»?
    — Средний возраст вычислить довольно сложно, поэтому просто скажу, что возрастной диапазон у нас составляет от 15 до 40 лет. Бытует мнение, что фанаты — это малолетние бездельники, но это вовсе не так. Своими действиями мы всячески пытаемся разрушить этот стереотип.

    Очень часто люди спрашивают нас: «Вам что, делать нечего? Зачем вам все это надо?». На что мы отвечаем: «Значит, ходить в сауну с девушками легкого поведения — это нормально, проигрывать в казино деньги — нормально, пить, курить, принимать наркотики — тоже достойное занятие, а вот поехать в другой город и поддержать свою команду — это бессмысленное занятие?». Каждому своё, и каждый выбирает свой путь.

    — Спасибо вам за интервью и удачи.

    За помощь в подготовке материала выражаем благодарность участникам «Фан-движений» «Legion», «West Side» — Нурлану Тапанову, «Восточный фронт» — Ренату Суурову.

    Автор: Нуркен Мирзагалиев Фото: Олег Лебедев

    (Республиканская газета «Sport&KS»)
    Категория: Фанаты | Добавил: NurAtyrau (14.06.2010)
    Просмотров: 6000 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Соц. сети: