«Атырау» в чемпионате 2010 года финишировал на пятом месте, то есть улучшил свой прошлогодний результат на одну позицию. Хотя сезон для «нефтяников» начался очень сложно и временами казалось, что подопечные Виктора Пасулько не попадут в первую шестерку. Однако они выдали несколько ярких матчей и сумели вытеснить на седьмую строчку «Жетысу». Правда, зарубежный тренер атыраусцев к этому успеху вряд ли имел какое-то отношение – в последних матчах командой руководил 46-летний Кайрат Айманов. Он же был утвержден главным тренером после того, как Пасулько уехал домой. По просьбе Sport&Ks Кайрат Тыныштыкович рассказывает о селекционных просчетах «Атырау», сравнивает «Актобе» и «Тобол», выделяет позиции, нуждающиеся в усилении и раскрывает свою мечту – продолжить работать главным тренером.
- Для «Атырау» сезон начался очень неожиданно – с отставки Вахида Масудова за 2 недели до начала чемпионата…
- Да, согласен, это было неожиданно. Пришел другой тренер – Виктор Пасулько. Но и он покинул команду по ходу сезона, причем тоже очень неожиданно. Мне пришлось брать бразды правления в свои руки. Директор клуба подошел, сказал, что аким полностью доверяет, надо работать. А куда деваться? Народ у нас был, команда укомплектована неплохо. Так что надо было просто показать все, на что мы способны. Считаю, у нас получилось. В прошлом году мы финишировали шестыми. В этом сезоне заняли пятое место. Причем попали в первую шестерку, хотя в начале сезона многие считали, что нам это не по силам. А я вам скажу – и для нас попадание в первую шестерку долгое время было под вопросом. Сами знаете, какая была конкуренция. Ну и мы, честно говоря, селекцию в этом году провели плохо. Считаю, что не все наши легионеры хорошо себя показали. Могли бы взять получше. Наши иностранцы уступали легионерам других команд первой шестерки. А от них, между прочим, очень многое зависит.
- Да, с легионерами вам откровенно не повезло. Например, молдаванин Цугуцский толком и не играл за «Атырау». Что в нем такого разглядел Виктор Пасулько?
- А это не Пасулько разглядел. Цугуцского мы взяли по рекомендации Игоря Урсаки, помощника Пасулько. Он знает этого защитника по Молдавии. Рекомендовал, как твердого игрока основы. Поэтому мы его и не просматривали толком. Приехал, потренировался с нами, подписал контракт. Что за игрок, в деле мы не проверяли. Он потом за Урсаки ушел в «Тараз». Тоже самое произошло и с нападающим Карабахцяном. Тоже никто его не смотрел, он приехал в последний день дозаявки, подписали контракт. Вот и получается, что в первом круге выпал один легионер, во втором – другой. Если у других все пять иностранцев были в строю, то мы постоянно испытывали с этим проблемы. Весь сезон отыграл Фрунза, Кроитору. С Шумейко вы тоже ситуацию знаете – в первом круге заработал дисквалификацию, уехал. Взяли вместо него Чрногорца. Он практически сразу стал игроком основного состава. Квалифицированный футболист.
- Но обошелся вам дороговато – ведь из-за него «Атырау» получил техническое поражение в Лиге Европы. Как же получилось, что в клубе никто не знал, что футболист не имел права играть с «Дьором»?
- Да, все знают ситуацию. Мы поверили ему самому и агент нам божился-клялся, что футболист чистый, дисквалификацию уже отбыл и может играть. А потом пришла бумага в клуб, мы уже игрока вызвали и спросили – как же так? Он уперся – я чистый, один матч пропустил. В общем, ситуация сложная. Думаю, для всех она стала уроком. Теперь перед еврокубками все казахстанские команды будут проверять своих легионеров.
- Вам с кем было интересней работать – с Масудовым или Пасулько?
- У каждого тренера есть свои хорошие качества и видит футбол по-своему. Каждый видит футбол по-своему, у каждого можно что-то взять. Мне было очень интересно поработать и с Масудовым и с Пасулько. Различия есть и в тренировочном процессе и в человеческих отношениях. Но я рад, что мы хорошо общались и с тем и с другим тренером. Кстати, в одном они похожи – несмотря на свой возраст, по-прежнему находятся в великолепной физической форме. Можно хоть завтра выпускать на поле – сыграют не хуже других. Мастерство никуда не уходит. Если бы играл на хорошем уровне, то это на всю жизнь. Даже в ветеранских турнирах видно, кто что из себя представлял в молодости. И Пасулько и Масудов продолжают следить за своей формой, за своим здоровьем. Это отличный пример для молодежи.
- Межсезонье для «Атырау» начинается с неприятных новостей – Алексей Шакин подписал контракт с «Иртышом», Кротоиру, Пе йкришвили и Фрунза также покидают команду. Не кажется, что теряете ключевых игроков?
- Пока ситуация такова – мы хотим сохранить легионеров, которые у нас играли в прошлом году. Хотя агенты звонят каждый день, предлагают разные варианты. Но тут главное, чтобы не повторилась прошлогодняя история, когда мы подписывали игроков без просмотра и потом они оказывались слабыми. Поэтому мы бы хотели, чтобы новички были сильнее тех, кто играл у нас. Тем более, понятно, что команда нуждается в усилении. Нам нужны два защитника – центральный и левый, опорный хав, вратарь, забивной нападающий. В общем, полкоманды. Поэтому нужно тщательно просмотреть игроков, которых будут нам предлагать. Пока мы продлили контракт только с одним легионером – Градимиром Чрногорцем. У нас подписано двухлетнее соглашение, так что он точно остается в «Атырау». Остальные легионерские позиции пока свободны.
- Многие казахстанские тренеры не хотят приглашать иностранцев из дальнего зарубежья. А вы?
- Действительно, проще работать с теми, кто понимает русский язык. Это не только россияне и украинцы, это и сербы и чехи. Все они владеют русским, с ними можно общаться, разъяснить доступно, что от них требуется. Представьте, что нужно что-то срочно объяснить иностранцу, а он тебя не понимает. Поэтому все и берут сербов. Хотя, конечно, главное – чтобы игрок был хороший. А общий язык можно найти.
- Вы в этом году дебютировали в качестве главного тренера. Как ощущения – очень сложно?
- Я уже очень давно работаю тренером. Был помощником у Масудова, Пасулько, Волгина, Огая, Пайперса. И я всегда хотел попробовать себя в качестве главного тренера. Но не было возможности. У нас, к сожалению, шанс в начинающим специалистам дают редко. И когда ты всю жизнь работаешь на вторых ролях, тебя никто не знает. Когда встает вопрос – может ли второй тренер быть главным, многие не хотят рисковать. Если нет опыта работы главным тренером, то вряд ли тебя пригласят на эту работу. Ну а где взять опыт? Поэтому я рад, что «Атырау» предоставил мне такую возможность. Я бы не сказал, что различия в работе такие уж большие. Уровень ответственности другой.
- На западе есть четкое разграничение: главный тренер – это менеджер, он может даже на тренировки не приходить, его задача – правильно настроить и расставить футболистов. А вот помощник тренера показывает упражнения, отвечает за физподготовку. Как распределяются обязанности у нас в командах?
- К западной схеме, может быть, и надо стремиться, но пока мы работаем так, как нас учили. Сегодня главный тренер отвечает за все – и физподготовку, и тактику, поэтому тренировочный процесс ведет сам. Я считаю, это правильно. А неправильно, когда менеджер сидит на трибуне и по телефону разговаривает. Тренер должен быть на поле. Каким бы грамотным специалистом не был ассистент, главный тренер знает лучше, что именно требуется от конкретного игрока. Ведь очень часто бывает, что футболист и его наставник не понимают друг друга. Да и потерять даже одного ключевого игрока – большая проблема.
- У вас такая была?
- Да, у нас конец сезона не смог отыграть вратарь Андрей Шабанов. Заменить его некем. Если брать по казахстанским меркам, то он – один из лучших в стране. Шабанов, Мокин, Лория –вот вам вратари одного уровня. По пальцам можно пересчитать. И в нашей команде Шабанов незаменим. Так получилось, что он по семейным обстоятельствам отлучился из команды. И я благодарен Ване Сивожелезову, который играл в воротах в самых сложных матчах. Большого опыта у него нет. Он в разных командах поиграл, но везде считался запасным. И тут появился шанс проявить себя и он им неплохо воспользовался. Честно говоря, думал, он сыграет хуже. Но он молодец.
- Он останется в команде на следующий год?
- Пока мы на него рассчитываем. Вы сами понимаете – в Казахстане не так много вратарей с казахстанским паспортом, которые играют на хорошем уровне. Так что найти равноценную замену Шабанову очень сложно. В качестве второго вратаря Сивожелезов хорошо себя проявил. Если будет развиваться, расти, то еще сыграет за основной состав «Атырау». Но в идеале, конечно, хочется иметь пару голкиперов, которых вызывают в сборную. Но ни один клуб себе такого позволить не может.
- Сивожелезов пропустил «сухой лист» в игре с «Тоболом». Когда мяч залетает в ворота после удара с углового, кто виноват – фирменный атырауский ветер или вратарь?
- Во-первых, ошибка вратаря. Опыта ему немножко не хватает. Тот же Шабанов такой гол не пропустил бы. В том эпизоде голкипер слишком близко встал у ближней штанги, поэтому не успел вернуться назад, чтобы отразить мяч. Более опытный футболист такую ошибку бы не допустил.
- Про ваш матч с «Тоболом» говорят разное – вплоть до того, что вас судья не выпускал за центральную линию. У вас какое впечатление оставила та игра?
- Давайте я отвечу так: единственная команда, которая всех переигрывала в нашем чемпионате – это «Актобе». Однозначно сильнейший клуб и по организации работы, и по подбору игроков. Даже «Тобол» в Костанае актюбинцы обыграли со счетом 5:2. Для костанайцев, которые с первых туров лидировали в чемпионате и постоянно говорили о будущем чемпионстве, это было унизительное поражение. И для меня «Актобе» стоит особняком. Это однозначно сильнейший клуб. А все остальные команды в первой шестерке примерно равны. По крайней мере, особого преимущества ни у кого не было. Мы со всеми играли на равных. Бывали судейские ошибки, но я про них говорить не буду. Пусть это остается на их совести.
- Какие ошибки останутся на вашей совести по этому сезону?
- Есть же пословица – не ошибается тот, кто ничего не делает.
- Насколько я знаю, у вас был педагогический просчет в общении с Русланом Сахалбаевым.
- Это внутрикомандное дело. Выносить сор из избы мы не будем. Да, были трения, скрывать не буду. Но думаю, мы сами разберемся.
- Сахалбаев останется в «Атырау» на следующий сезон?
- Не знаю. Вообще по игрокам решения будет принимать руководство. Тем более, вы сами знаете, хороших казахстанских футболистов сейчас мало. Дефицит. Поэтому они бегают из одной команды в другую, пытаются заработать побольше. Это очень большая проблема для всех клубов, ведь каждый хочет сохранить у себя как можно больше классных казахстанцев. У многих команд главная задача на межсезонье – удержать костяк, чтобы не разбежались.
- Виктор Пасулько жаловался, что в Атырау очень сложно работать, потому что нет своих местных игроков. Даже тех, кто бы мог играть по лимиту. Говорит, все маленькие и худые. Теперь, когда лимит смягчен, вам будет полегче?
- Конечно, легче. У нас действительно не так хорошо с резервом, как бы хотелось. Но мы работаем и с молодежью. Вообще я вспоминаю, как в советские времена росла молодежь. Если ты что-то из себя представляешь, то тебе обязательно дадут себя проявить без всяких лимитов. Посмотрите на мое поколение. Многие мои ровесники заиграли в 18 лет. И я тоже. Нас охотно приглашали в команды мастеров. Без всякого лимита.
- Сторонники лимита приводят пример Сеильды Байшакова, который заиграл благодаря аналогичному правилу и дорос до сборной СССР.
- Таких единицы. Мое мнение таково – молодым нужна здоровая конкуренция, чтобы расти. Вообще всем игрокам нужна конкуренция. Тогда можно ставить высокие задачи.
- У вас есть ощущение, что в следующем году «Атырау» будет ставить эти самые задачи и зацепиться за место повыше пятого?
- Однозначно, задачу нам поставят высокую. У нас очень амбициозный руководитель в регионе. Он недоволен тем, что мы финишировали пятыми. Перед Виктором Пасулько ставили цель – место в тройке. Мы не справились. Да я и сам чувствую, что бороться за пятое-шесто место – это не очень интересно. Хочется расти, прогрессировать, побеждать. У команды еще не было встречи с акимом, но я уверен, когда она состоится, нам напомнят, что «Атырау» должен бороться за медали.
- Есть ли вариант, при котором главным тренером назначат именно вас?
- Эти вопросы решает руководство. У меня же есть огромное желание поработать главным тренером. Очень хочу провести первый сезон от самого начала до самого конца, показать, чему научился за эти годы. Вообще если боишься быть главным, то лучше оставаться вторым. Я не боюсь. Можете спросить у футболистов, что они думают обо мне, как о тренере. Я считаю, тот период, который возглавлял команду, мы провели удачно. Были хорошие матчи – побеждали «Иртыш», «Шахтер» в гостях, бились с «Локомотивом», «Актобе», «Тоболом». Да, где-то проигрывали, но по качеству игры у меня претензий к игрокам не было. Подтянули дисциплину, создали благоприятную атмосферу. Я считаю, что без комфортной обстановки на тренировках работать нельзя. У игроков должны быть хорошие отношения.
- Валерий Карпин рассказывал, как в свое время в «Валенсии» вратарь и центральный защитник не разговаривали несколько лет из-за конфликта. Но это не помешало команде выйти в финал Лиги чемпионов.
- Это тоже скорее исключение, чем правило. На мой взгляд, одна из важнейших задач главного тренера – добиться того, чтобы футболисты уважали друг друга. Я не могу требовать, чтобы они дружили. Но уважение должно быть. Мне кажется, вот за счет хороших отношений мы сумели выправить положение и в итоге финишировать на пятом месте. И я уверен – для этого состава это не предел. Нужно взять сильных легионеров и можно замахнуться на большее. У меня большое желание доказать это.
Михаил Козачков
Республиканская газета Sport&Ks
|